Основная информация

Джирит или по другому Чавган – национальная игра турков, в которую играют на протяжении нескольких столетии, турки принесли ее с собой в Анатолию из Центральной Азии. Для турков лошадь это святое и незаменимое животное. Они рождались на коне, росли на коне, воевали и умирали на конях. Лошадиное молоко кумыс было их единственным напитком.

Игра джирит была самой большой и торжественной и спортивной игрой турков. Позже в 16 веке турками - османами признана военной игрой. В 19 веке джирит был самым известным видом спорта и игрой по всей стране и во всех дворцах Османской империи. Джирит в тоже время был опасной игрой, из-за чего ее запретил в 1826 году Махмуд Второй, но вскоре игра джирит возродилась.

40-50 лет назад игра джирит проводилась по всей Анатолии, но в последнее время в нее играют в Балыкесире, Сюгюте, Конье, Карсе, Ерзуруме и Байбурте. Вот уже 25 лет в эту игру не играют в Конье и Балыккесире.

Несмотря на это, почти в каждом уголке Анатолии на свадьбах и праздниках молодежь и жители сел играют в джирит. От сел Синопа до Газиантепа, от Бурсы до Антальи, в Восточной, Западной, Южной и Северной Анатолии джирит представляет собой военную игру, в которой требуются борьба и смелость. Бьют в барабаны и трубят в зурны на площади джирита, чтобы привлечь внимание народа. В эту игру играют и за рубежом, в Иране, Афганистане и Туркестане, так же в Центральной Азии.

Игра проводится каждый год в Сегюте при празднествах Ертугрул Гази, также во время разных празднеств в Эрзуруме, Карсе и Байбурте.

В сентябре 1972 года Общество Туризма Коньи устроило празднества игр джирит, где принимали участие команды из Эрзурума и Байбурта, что стало началом возрождения этой игры.

В игре джирит принимают участие две команды, которые стоят в ряд группами по 6, 8 или 12 конных игроков лицом к противнику на конце 70 или 120 метровой площади. Игроки в национальной форме в правой руке держат по одному копью, а в левой несколько запасных копей. Один игрок из одной команды приближается на 30-40 метров к противоположной команде и зовет по имени одного из противников, тем самым, приглашая его на площадку, кидает свое копье в приближающегося противника, после чего разворачивает коня и скачет к своему ряду. Вызванный противник быстро скачет за убегающим игроком и метает в него свое копье. На этот раз к нему навстречу выезжает игрок, вышедший из второго ряда, спешит обратно, чтобы занять свое место, а вышедший из первого ряда второй игрок преследует его и кидает в него свое копье.

Игра так продолжается, одно попавшее в противника копье дает одно очко команде. Если игрок попадает не в противника, а в коня, то вычитывается одно очко из его команды.

Для того, чтобы увернуться от копья, игроки делают разные трюки, нагибаются вправо и влево, делаются и более сложные трюки, зависящие от умелости наездника. Некоторые игроки попадают по три-четыре раза в убегающего противника. Иногда копья попадают в голову игрока, в глаз, в ухо, в результате чего игрок сильно калечится. Бывают случаи смерти игроков.

В таких случаях умершего считают героически павшим на поле брани, и родственники умершего не имеют жалоб к противнику. Отцы умерших гордятся этим.

С другой стороны, для предотвращения смертельных случаев раньше делали тупые дубовые копья длиною 70-100 см и диаметром в 2-3см, позже копья стали делать из тополя. Концы копей обрезаются в форме цилиндра и закругляется. Все это делает игру более безопасной.

Из ряда зрителей во время игры доносятся разные выкрики для поддержки и поощрения игроков.

Если среди игроков есть враждующие люди, то их стараются не брать в противоположные команды, они входят в состав одной команды. Конец игры объявляет коллегия из старых игроков игры джирит.

После игры происходит награждение победивших.

Термины употребляемые в игре джирит
Дейнек, дигнек, денек: название игры в разных местах.
Джирит хавасы: музыка с особым темпом, исполняемая во время игры.
Ат оюну: название игры в Тунджели и Муше.
Ат ойнама хавасы: музыка перед началом игры, под которую танцуют кони.
Рахван: конь с плавным бегом
Тырыса каламак: трясущий наездника ход коня.
Худжум дертнал: самый быстрый бег коня, преследующего игрока.
Адета: прямой ход коня.
Ахесте: тяжелый ход коня, при котором большая нагрузка идет на задние ноги.
Ат баши: расположение коней на одном уровне в строю.
Ат ойнатмак: показывать искусство в игре.
Сипахи, Сипах, Испахи: раньше так назывался отряд из нескольких воинов, сейчас так зовут ловких искусных наездников.
Сеймек: так зовется праздничная национальная одежда в Анкаре.
Османлы: конный, военный.
Мензиль: ряд игроков одной команды.
Алан: площадь для игры.
Шахит: умершие по несчастному случаю во время игры
Аджеми: игрок, попавший копьем не в противника, а в коня

Отзывы об этом месте: Написать отзыв